Масленица

Тема в разделе "Праздники и поздравления", создана пользователем Тата, 2 мар 2013.

  1. Тата

    Тата Академик

    Регистрация:
    3 май 2010
    Сообщения:
    19.156
    Медиа:
    61
    Альбомы:
    5
    Симпатии:
    14.581
    Баллы:
    880
    Масленица — один из немногих старинных языческих праздников проводов зимы, сохранившихся в России и после принятия христианства. Масленица празднуется на неделе, предшествующую Великому посту, то есть за семь недель до Пасхи. Ее начало колеблется от 3 февраля до 14 марта.
    [​IMG]

    Масленица была воспринята христианской церковью фактически как религиозный праздник и получила название Сырной, или Сыропустной недели.

    Масленица — это озорное и веселое прощание с зимой и встреча весны, несущей оживление природе и солнечное тепло. Люди испокон века воспринимали весну как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь и силы всему живому. В честь Солнца сначала пекли пресные лепешки, а когда научились приготовлять заквасное тесто, стали печь блины. Наши предки верили, что вместе с круглым, румяным блином, так похожим на солнце, они съедают частичку его тепла и могущества.

    Во время Масленицы гулянья продолжались всю неделю. Ни один праздник не проходил так весело и разгульно. Еще бы, ведь считалось, что если вволю не потешиться на Масленицу – значит жить в горькой беде!

    По улицам возили соломенную куклу — масленицу, или зиму, — одетую в кафтан, шапку, опоясанную кушаком, в лаптях. Под конец Масленицы ее сжигали, прощаясь так с зимой.

    Каждый мог найти себе угощение и развлечение по вкусу. У лотошника или в палатке можно было полакомиться пряниками, горячими калачами, орехами в сахаре, выпить или сбитня, который готовили из меда, хрена, воды и дрожжей, или душистого чая из тут же рядом кипевшего самовара и, конечно же, поесть вкусных горячих блинов.

    На площадях устанавливались качели, карусели, шли представления скоморохов, кукольников. Проводились самые разные состязания в силе и ловкости. Одни штурмовали гладкий столб, чтобы добыть привязанный к его верхушке приз, другие выходили помериться силой в кулачном бою. Бои проводились по строгим и справедливым правилам: нельзя было нападать вдвоем на одного, бить лежачего, в висок и т.д.

    Во всех развлечениях, что дарила снежная зима, с одинаковым удовольствием участвовали и дети, и взрослые. Катались с ледяных гор на салазках, санях, используя лубки и бересту, катались на коньках и лыжах. Со второй половины XIX века, когда появились первые специальные залитые катки, коньки стали любимым развлечением горожан. На катках можно было увидеть людей всех возрастов и сословий, плавно скользящих под музыку. Непременным развлечением на Масленицу были гонки на нарядных санях по улицам городов и деревенским дорогам.

    В строительстве и штурме снежных городков тоже принимали участие и дети, и взрослые. Городок строили почти настоящий: с воротами, башнями, теремками. Защитники вооружались трещотками и метлами. В штурме участвовал всадник. Защитники пытались трещотками и метлами испугать лошадь и заставить ее повернуть. Битва кончалась, если кому-то из нападающих удавалось все-таки ворваться в городок.

    Масленица заканчивается прекрасным христианским обычаем просить друг у друга прощения в последний день Масленицы — Прощеное воскресенье. Очищение души, которое должно произойти под влиянием самоограничения, спокойного размышления о себе, о жизни, о своих грехах и ошибках во время Великого поста, начинается с освобождения души от обид, подчас ложных, злых и мстительных чувств. Просить прощения нужно у всех, даже не ощущая вины. А в ответ следует говорить: «Бог простит». На долгих семь недель замирала праздничная жизнь в России…

    Но вернемся в наши дни и постараемся, как встарь, от души повеселиться в эту масленичную неделю и вволю полакомиться вкусными домашними блинами, ведь Масленица – это прежде всего сытная и обильная пища.

    Блины на Масленицу пекут каждый день с понедельника, но особенно много — с четверга по воскресенье. Это время называется широкой масленицей. Поэтому секретам приготовления настоящих русских блинов и различным масленичным угощениям уделим особое внимание!

    -------------

    Рецепты блинов - http://forum.updiet.info/threads/2156/
     
  2. Тата

    Тата Академик

    Регистрация:
    3 май 2010
    Сообщения:
    19.156
    Медиа:
    61
    Альбомы:
    5
    Симпатии:
    14.581
    Баллы:
    880
    ЧУЧЕЛО ЗИМЫ-МАРЕНЫ

    Многие ошибочно думают, что в последний день масленичной недели сжигают чучело Масленицы, но нет — это не Масленицу сжигают, а надоевшую Зиму-Марену провожают!

    В былые времена мужчины и женщины, взяв со своего двора по пучку сломы, складывали их в одну кучу, из которой потом всем селом делали куклу, наряжали ее "по-бабски" - в яркие юбки, кофты, платок нарядный повязывали, да и возили по всему городу в санях, приветствуя и чествуя Сударыню-масленицу. А после - сжигали на костре, бросая в огонь блины, в качестве поминального кушанья. Детям же говорили, что вся сытная пища в костре сгорела, тем самым объясняя им, почему в Великий пост едят только постную пищу.

    Бывало, вместо чучела масленицы, возили в санях нарядную девушку или ярко накрашенную старуху, а в конце праздника вывозили сани за город и вываливали "пассажирку" в сугроб под всеобщий смех и улюлюканье, тем самым как бы "хороня Масленицу".

    СНЕЖНЫЕ ГОРОДКИ

    Принято в масленицу на берегу реки строить городки из снега, укрепленные башнями, с двумя вратами. К этому городку собирается множество детей, которые делятся на "пеших" и "конных". "Пешие" занимают город, "конные" готовятся к нападению. Наконец, "конница", по знаку своего начальника, бросается на приступ и начинается битва. Осажденные храбро защищают город портив "конницы", не давая ей ворваться в крепостные ворота, отбивая их метлами и помелами. Однако, "конница" берет верх и победоносно въезжает в ворота городка, а затем вместе с "осажденными" разрушает городок с веселыми песнями и возвращается домой.

    ПЕТРОВСКИЙ МАСКАРАД

    А еще на масленицу возят по городу большой корабль, убранный разноцветными флагами и испещренный изображениями рыб, зверей и птиц, чучела и шкуры которых развешаны на его мачтах. Вслед за кораблем, с музыкой и песнями, идут ряженые.

    В 1722 году Петр великий дал в Москве невиданный маскарад: по столице длинной вереницею разъезжало множество судов различного вида и разной величины, полсотни саней, запряженных разными зверями. Шествие открывал арлекин, ехавший на больших санях, запряженных шестью лошадями, шедшими гуськом, одна за другою и украшенных побрякушками. В других санях ехал "Князь-папа", облеченный в мантию красного бархата, подбитую горностаем, в ногах его восседал Бахус на бочке. За ним - свита, замыкаемая шутом, который сидел в санях, запряженных четырьмя свиньями.

    Шествие самого флота возглавлял Нептун, сидевший в колеснице с трезубцем руках, запряженной двумя сиренами. В процессии находился и "Князь-кесарь" Ромодановский - он занимал место в большой лодке, которую тащили два живых медведя. А в конце этой процессии следовала громада - 88-пушечный корабль, построенный совершенно по образцу корабля Фридемакера, спущенного на воду в марте 1721 года Петербурге. Он имел три мачты и вооружение до последнего блока!

    На этом корабле, везенном шестью лошадьми, восседал сам Петр I, в одежде флотского капитана с морскими генералами и офицерами и маневрировал ими как бы на море. За эти кораблем следовала раззолоченная гондола императрицы, бывшей в костюме голландской крестьянки, а свита ее состояла из придворных дам и кавалеров, одетых по-арабски.

    За гондолою следовали настоящие участники маскарада, известные под именем "неугомонной обители". Они сидели в широких и длинных санях, сделанных наподобие головы дракона, и наряжены были журавлями, волками, лисами медведями, представляя в лицах эзоповы басни. Такое чудное и яркое маскарадное шествие через Тверские ворота протянулось в Кремль при пушечных выстрелах, где и закончилось великолепным фейерверком и пиршеством.

    Но после кончины Петра великого прекратились маскарады до воцарения Императрицы Елизаветы Петровны, которая очень любила наряжаться, так как к ней очень шел мужской наряд.

    КАТАЛЬНЫЕ ГОРЫ

    В царствование Императрицы Елизаветы Петровны масленичные катания устраивались в ее любимом селе Покровском, где в зимнее время устраивали постоянные катальные горы, и с них - то катались не только, но и сама императрица, съезжавшая "стоя на лыжах". Забава эта осталась в России на долгие-долгие годы, и мало кто уже помнил, что катание с гор - это не просто забава, а старинный обряд, ведь считалось, что у того, кто больше раз с горы скатиться, у того и лен выше будет.

    Катальные горы строились с затейливыми башенками, на которых развивались затейливые флаги, а вдоль гор вместо барьера, в два ряда стояли елки, а между ними - статуи из льда и снега.

    Вспоминая свое детство, в начале ХХ века И.С.Шмелев так описывал катания с ледяных горок: "В субботу, после блинов, едем кататься гор. Зоологический сад, где устроены наши горы - они из дерева и залиты льдом: Высоченные горы на прудах. Над свежими тесовыми беседками на горах пестро играют флаги. Рухаются с рычанием высокие "Дилижаны" с гор, мчатся по ледяным дорожкам, между валами снега с воткнутыми в них елками. Черно на горах народом. : Степенный плотник Иван помогает Пашке-конторщику резать и выдавать билеты, на которых написано - "С обоих концов - по разу". Народ длинным хвостом у кассы. Масленица погожая…

    По накатанному лотку втаскивают веревками ввернувшиеся с другой горы высокие сани с бархатными скамейками, - "Дилижаны", - на шестерых. Сбившиеся с ног катальщики, статные молодцы, ведущие "Дилижаны" с гор стоя на коньках сзади, веселы и в меру пьяны. Работа строгая, не моргни: крепко держись за поручни, крепче веди на скате, "на корыте".

    Зажигают иллюминацию. Рычат гулкие горы пустотой. Катят с бенгальскими огнями, в искрах. Гудят в бубны, пищат гармошки…"

    МЕДВЕЖЬЯ ПОТЕХА

    Ни одна масленичная неделя в Москве прошлого века не обходилась без медвежьего представления.

    Медвежья потеха была очень популярна среди всех слоев населения больших и малых городов, сел, деревень.

    Эта народная забава несколько раз упоминалась в "домострое", осуждающем ее как одно из "бесовских угодий", "богомерзких дел". Но, не смотря на запреты и гонения, медвежья потеха продолжала существовать, веселя и радуя крестьян и бояр, простых ремесленников и царей, взрослых и детей.

    С учеными медведями ходили по России с незапамятных времен, этот промысел был занятием древним, традиционным. Известно, например, что в 1570 году Иван Грозный, готовясь к свадьбе с Марфой Собакиной, отправил в Новгород специального гонца с приказом доставить в Москву скоморохов с учеными медведями.

    В народе медведь ассоциировался с лешим, с языческим богом Велесом, поэтому считалось, он обладает магической целебной силой. В глазах крестьян но был сильнее нечистой силы и мог отвести беду: если спляшет около дома и обойдет вокруг него, то не случится пожара.

    Такое отношение сказалось и на прозвищах, которыми награждался медведь-артист. Везде его именовали почтительно-шутливо: "Михайло Потапыч" или "Матрена Ивановна", "почтенный Михайло Иванович господин Топтыгин".

    Дрессированные медведи смешили публику, изображая, как девушки красятся перед зеркалом, как женщины блины пекут.

    Вечным спутником Михайло Потапыча был "коза бодатая", которую изображал мальчик, наряженный в мешок с прикрепленной к нему козлиной головой и рожками. К голове был обычно приделан деревянный язык, от хлопанья которого происходил страшный шум. "Коза" выплясывала вокруг медведя, дразня его и клюя деревянным языком. Медведь, бесился, рычал, вытягивался во весь рост и кружился вокруг вожака. Это означало, что он танцует. После такой неуклюжей пляски вожак давал ему в лапы шляпу и медведь обходил с ней честную публику, которая бросала туда гроши да копейки.

    Зачастую, Топтыгина и его вожака угощали водкой, а после этого угощения вожак предлагал медведю "побороться". Такая борьба, правда, не всегда заканчивалась благополучно для вожака.

    Таким образом, медвежья комедия состояла из трех частей, которые могли идти в любой последовательности: танец медведя с "козой", выступление медведя под шутки и прибаутки вожака, борьба медведя с хозяином или "козой".

    Единоборство человека с медведем, как демонстрация силы, ловкости мужества, было особенно популярно. Состязания такого рода устраивались не только для государей, но и для простого народа, причем бороться с медведем выходили как специально взятые для этой цели служители царского "ловчего пути", так и "любители-непрофессионалы".

    Поскольку медведь - главный герой представления, все внимание было приковано к нему. В первую очередь обыгрывалась сама фигура медведя. Как только зверь становился на здание лапы, человек невольно начинал сравнивать его с собой, соотносить с разными типами людей. И вдруг оказывалось, что пластика медведя, его внешний облик, неуклюжесть, косолапость, нечленораздельная "речь" (рев, ворчание) - все это черты недалекого, нескладного, добродушного, иногда полусонного и обычно невезучего простолюдина.


    [​IMG]
     
  3. Тата

    Тата Академик

    Регистрация:
    3 май 2010
    Сообщения:
    19.156
    Медиа:
    61
    Альбомы:
    5
    Симпатии:
    14.581
    Баллы:
    880
    ПЕТРУШЕЧНЫЕ КОМЕДИИ

    В старину на масленицу была чрезвычайно популярна Петрушечная комедия. Бывало, что одновременно выступали сразу несколько петрушечников, показывающих свою нехитрую комедию помногу раз в день.

    Успех Петрушки в одних случаях объяснялся злободневностью и сатирической направленностью сценок, в других секрет обаяния комедии видели именно в ее сценичности, в том, что формы игры здесь были незамысловатые, простые и понятные, поэтому они легко воспринимались широкими массами всех возрастов и всех уровней развития.

    Обычно представление начиналось с того, что из-за ширмы раздавался хохот или песня и вслед за этим появлялся Петрушка. Одет он бывал в красную рубашку, плисовые штаны, заправленные в щегольские сапожки и колпак на голове. Непременными деталями его внешнего вида были также горб или даже два горба. И длинный горбатый нос.

    КУЛАЧНЫЕ БОИ

    Еще одна масленичная потеха - кулачные бои, которые есть остаток древне военной потехи, ибо наши предки сражались со своими врагами "на кулачках" - о чем свидетельствует летопись: в XXIII столетии во время войны Князя Киевского Мстислава III против Великого князя Юрия Всеволодовича, Мстислав, поощряя своих новгородцев и смолян к сопротивлению против неприятеля, предоставили на их волю сражаться пешими или на конях. Тогда новгородцы отвечали: "Мы не хотим на конях, но, по примеру, предков наших, пеши и на кулаках биться".

    Было время, когда наши бояре, собравшись повеселиться, свозили из разных городов бойцов для своей потехи. Бойцы казанские, тульские и калужские славились более других, выдерживали сильный бой с татарами, приезжавшими в Москву с икрою и рыбами, выигрывали большие залоги, и платились нередко за свою отвагу жизнью.

    В старину было три вида кулачных боев.

    Самым лучшим и интересным считался бой один на один.

    Практиковался и бой "Стенка на стенку", когда запасных бойцов каждая "стена" уговаривала встать на свою сторону, и они выпускались только когда неприятель пробивал стену. Надежда-боец летел с шапкою в зубах, бил груды на обе стороны, лежащего не трогал, и, пробив стену, возвращался с толпою льстецов прямо в кабак.

    А реже всего допускался бой "сцеплялка - свалка", который обыкновенно возникал из-за того, что старики подзадоривали молодых рассказами и обещаниями побиться. Молодые переходили с вестями из двора во двор, дети выходили на затравку и были предвестниками "сцеплялки".

    БАЛАГАНЫ

    Центром праздничной масленичной площади были балаганы. Ведь балаганы - это главная притягательная сила, самое заманчивое, хотя далеко не всегда доступное увеселение.

    Балаганы - лицо гулянья. По количеству, убранству балаганов, по именам их владельцев судили о значимости и размахе гуляний.

    Слово "балаган" первоначально обозначало легкую верхнюю пристройку к дому. В начале XIX столетия оно имело значение "временная, разборная торговая постройка".

    Применительно к театрализованным зрелищам это слово начало употребляться только со второй половины XIX века.

    На сценах легких временных театров выступали профессиональные актеры, любители их числа мелких чиновников, мастеровых, ремесленников, а так же цирковые артисты.

    [​IMG]
     
  4. Тата

    Тата Академик

    Регистрация:
    3 май 2010
    Сообщения:
    19.156
    Медиа:
    61
    Альбомы:
    5
    Симпатии:
    14.581
    Баллы:
    880
    МАСЛЕНИЧНЫЕ ОБРЯДЫ
    Масленичные обряды очень необычны и интересны, так как они сочетают в себе завершение периода зимних праздничных ритуалов и открытие нового, весеннего периода праздников и обрядов, которые должны были способствовать получению богатого урожая. Поэтому в основе Масленицы лежит идея встречи-проводов, которая прослеживается во всех обрядах, будь то кукольные комедии или приготовление кулинарных блюд.

    Поминальные обряды

    К поминальным обрядам относится сжигание чучела, выпекание блинов и приготовление другой поминальной пищи. Такой, например, как рыба, которая в силу своей немоты осмысливалась в народной культуре как одна из ипостасей душ умерших. Да и снег тоже считался воплощением душ умерших, поэтому он использовался для гаданий, а блины на масленицу замешивались на талой снежной воде.

    С поминальным комплексом обрядов связаны и запреты на выполнение в этот период определенных хозяйственных видов работ, причем исключительно женских, таких как прядение и ткачество.

    Эти запреты объяснялись боязнью навредить незримо присутствующим рядом душам умерших людей. Особенно эти запреты касались вечернего времени, из-за чего все вечера на масленицу назывались святыми.

    Нарушение запрета грозило бедами и неприятностями не только для людей, но и для скота.

    Масленичные костры - это тоже поминальный обряд, так как они служили своего рода приглашением умерших предков к обильному ужину накануне поста.

    То есть, русская масленица по сути своей является аналогом Хэллоуина, ведь целью обоих праздников является "задабривание" духов на целый год вперед.

    Брачно-семейные обряды

    Другой важнейший масленичный комплекс обрядов связан с брачно-семейной тематикой, т.к. считалось, что брачные отношения должны были способствовать пробуждению земли и росту растений, обеспечивать будущий урожай.

    Молодоженам устраивали "смотрины", ставили их к столбам у ворот и заставляли целоваться у всех на виду, а женщинам, состоящим в браке первый год, устраивали испытания посложнее: например, запрягали их вместо лошадей в сани и заставляли с песнями и прибаутками катать подруг по селу.

    На масленицу теща приглашала молодых в гости "на блины" и должна была помазать голову зятя маслом, "чтоб был ласковым и к жене так же примаслился".

    Еще один масленичный обряд - наказание не вступивших в брак в виде подвешивания колодки: на шею холостому парню или незамужней девушке подвешивалось полено, которое символизировало недостающую "половинку". С этой "парой" Наказанные должны были ходить целый день до вечера и терпеть бесконечные насмешки.

    Земледельческие обряды

    Третий комплекс масленичных обрядов - это земледельческий комплекс.

    Все эти обряды связаны не с хлебными злаками, а с волокнистыми - льном и коноплей.

    К таким ритуалам относится катание с гор: считалось, что кто больше раз скатится с горы или кто дальше проедет, у того и лен будет больше, поэтому в народе говорили, что идут кататься "на долгий лен".

    Лен и конопля - растения так или иначе связанные с женским трудом, поэтому в большинстве случаев масленица воспринималась как женский праздник, и в большинстве обрядов женщинам отводилась главная роль (золовкины посиделки, тещины блины и т.д.).
     
  5. Тата

    Тата Академик

    Регистрация:
    3 май 2010
    Сообщения:
    19.156
    Медиа:
    61
    Альбомы:
    5
    Симпатии:
    14.581
    Баллы:
    880
    ИГРЫ НА МАСЛЕНИЦУ
    Катание

    Катались всю неделю, начиная с четверга, в последний день, в чистый понедельник, в первую неделю поста. Катались с гор на ледянках, на конях по деревне, на озере. Женщины катали детей - для того, "чтобы лен долгий, хороший вырос". Праздничная форма катаний - "наперегонки".

    Ритуальная игра

    Одна из обрядовых игр в Масленицу - " шелыга "("хохлатая шелыга"). Ритуальные бесчинства - таскали по деревне соху, лодку (принесут тем, кто дружит между собой), на крыши домов бороны затаскивали.

    Сожжение чучела зимы

    Сожжение Масленицы - в последний день. "Хлам" и дрова на костер собирали по деревне. Участники обряда: дети, женщины, старухи. Жгли на поле берещенники, солому, веники, корзины с сеном, снопы, бочки, колеса, часто укрепляя на высоких кольях, жердях, стволах сухих деревьев (сосен).

    "ЧУЧЕЛО" - пук соломы в платке, завязанном "по-бабьи" и кофте - ставили на дрова, сложенные "колодцем", и внутри зажигали огонь. С заранее подготовленным чучелом озоровали на неделе, подводя под окна и пугая, и лишь затем сжигали. К костру подходили старухи и угощали блинами; через костер прыгали; вокруг него ходили и пели долгие песни, плясали (часто также встречается упоминание о пляске на перекрестках). У костра кричали:"Прощай, Маслена ерзовая!", "Гори-гори, Масленца, чтобы не погасла! Куды дым, туды блин, туды Масленка!" и прощались друг с другом. Зажигание костров могло объединяться с катаниями: сооружали ворота, оборачивали их соломой и зажигали, через них проезжали на лошадях.

    Конь и Всадник

    Цель - свалить противников на землю - хотя бы верхнего. Очень много от "коня" зависит.

    Целовальник

    Односельчане могли прийти в дом к молодым и поцеловать молодую. Молодоженов катали по селу, но если за это получали плохое угощение, могли прокатить молодоженов не в санях, а на бороне.

    Тягание

    Парню или девушке к ноге привязывали "колодку" - кусок дерева, ветку, ленту и др. и заставляли некоторое время ходить с ней. Чтобы отвязать колодку, наказанные откупались деньгами или угощением
     
  6. Тата

    Тата Академик

    Регистрация:
    3 май 2010
    Сообщения:
    19.156
    Медиа:
    61
    Альбомы:
    5
    Симпатии:
    14.581
    Баллы:
    880
    Масленичное гадание на блинах
    Если любимый объедался блинами с икрой, о нем судачили, что он надежен: способен обеспечить жену и детей всем необходимым, завести и приумножить хозяйство. Но в то же время он был суровым – ни на какую ласку будущей жене рассчитывать не приходилось.
    [​IMG]
    Если возлюбленный предпочитал блины с красной рыбой любой другой начинке, он обещал быть ласковым, нежным, добрым. Однако о его способностях хозяина и защитника говорить не приходилось – у него их попросту не было.
    [​IMG]
    Если избранник любил блины с творогом, он считался добрым и заботливым.
    [​IMG]
    Сметаной поливал блины человек без собственного мнения, очень зависящий от чужой мысли и позиции.
    [​IMG]
     
  7. Тата

    Тата Академик

    Регистрация:
    3 май 2010
    Сообщения:
    19.156
    Медиа:
    61
    Альбомы:
    5
    Симпатии:
    14.581
    Баллы:
    880
    Добавлял растопленное сливочное масло к блюду жених нежный и ласковый, способный на пылкие и глубокие чувства, однако не умеющий вести хозяйство.
    [​IMG]
    Посыпал сахаром блины любитель комфортной семейной жизни. Он обожает детей и предпочитает иметь их как минимум пятеро, однако об их воспитании он особо не заботится, доверяя это дело жене.
    [​IMG]
    Блины с яйцами предпочитают занудные и ворчливые мужчины. Они домоседы, скряги и не любители напрягаться, даже в постели.
    [​IMG]
    Блины с вареньем и медом любят красавцы, добряки, лидеры – они самые подходящие кандидаты в мужья, о которых говорится «золотая середина».
    [​IMG]
     
  8. Тата

    Тата Академик

    Регистрация:
    3 май 2010
    Сообщения:
    19.156
    Медиа:
    61
    Альбомы:
    5
    Симпатии:
    14.581
    Баллы:
    880
    Как называются дни масленицы и каких традиций придерживались в эти дни?
    [​IMG]

    Первый день Масленицы — понедельник, называется Встреча.

    В этот день начинали готовиться к народным гуляниям — достраивали ледяные горы, ставили качели. Утром дети делали куклу из соломы — Масленицу, наряжали ее, насаживали на кол и ходили от дома к дому с песнями. Взрослые обговаривали где и как будут гулять, определяли состав гостей, начинали печь блины. Первый блин всегда отдавался малоимущим на помин усопших.

    Второй день Масленицы — вторник — Заигрыш.

    Практически все масленичные обряды сводились к сватовству, для того, чтобы после Великого поста сыграть свадьбу. В этот день молодые люди высматривали себе невест, а девушки женихов. С утра приглашали молодежь кататься с гор, поесть блинов. Звали родных и знакомых. Масленицу зазывали словами «У нас горы снежные готовы и блины напечены — просим жаловать!».

    Третий день Масленицы — среда — Лакомки.

    В среду, во всех домах накрывались столы и главным событием этого дня был визит зятя к теще на блины. Теща старалась накормить зятя вкусными блинами так, чтобы он помнил тещино угощение и чувствовал ее расположение к нему.

    Четвертый день Масленицы — четверг -Разгуляй. У этого дня есть еще и другие названия: Широкий, Разгул, Перелом, Разгульный четверток.

    С этого дня начиналась Широкая Масленица — гуляния разворачивались с полной силой. Все собирались на праздник, устраивались знаменитые кулачные бои, взятие снежных городков, различные соревнования, катания на лошадях и все заканчивалось шумными пирушками. Таким образом люди выплескивали накопившуюся за зиму негативную энергию.

    Пятый день Масленицы — пятница - Тещины вечерки.

    В этот день с ответным визитом тёща приходила в гости к зятю. Накануне зять должен был лично сам пригласить тещу на блины. Теща и тесть присылали зятю все из чего и на чем пекут блины. Блины в этот день пекла дочь — жена зятя. Тёща приходила в гости со своими родственниками и подругами. Зять должен был продемонстрировать своё расположение к тёще и её близким.

    Шестой день Масленицы — суббота - Золовкины посиделки.

    В этот день молодая невестка приглашала к себе золовок и других родственников мужа. Если золовка была не замужем, то невестка приглашала своих незамужних подруг, если сестры мужа уже были замужние, то невестка звала свою замужнюю родню. Невестка должна была не только покормить досыта, но и подарить золовке какой-нибудь подарок.

    Седьмой день Масленицы — воскресенье — Проводы.

    Последний день Масленицы еще называют Прощеное воскресенье. В воскресенье, перед началом Великого поста люди просили друг у друга прощения за все причиненные неприятности и обиды. Вечером в Прощенное воскресенье поминали усопших. В этот же день наряженную Масленицу - чучело из соломы - на носилках несли до конца деревни, и там, с песнями, «хоронили»: устраивался большой костёр и в нём сжигали Масленицу. Полученный пепел рассыпали по полям. Так прощались с Масленицей.
     
  9. Тата

    Тата Академик

    Регистрация:
    3 май 2010
    Сообщения:
    19.156
    Медиа:
    61
    Альбомы:
    5
    Симпатии:
    14.581
    Баллы:
    880
    Тытяно, Это "Зимовье зверей"
    [video=youtube;QPK3NEU-c6g]http://www.youtube.com/watch?v=QPK3NEU-c6g[/video]
     
  10. Тата

    Тата Академик

    Регистрация:
    3 май 2010
    Сообщения:
    19.156
    Медиа:
    61
    Альбомы:
    5
    Симпатии:
    14.581
    Баллы:
    880
    [​IMG]
    Ну то - начинаем?)))) кто блинки печёт?????
     
  11. Люлёк

    Люлёк Доктор

    Регистрация:
    3 авг 2011
    Сообщения:
    2.374
    Медиа:
    38
    Альбомы:
    5
    Симпатии:
    1.346
    Баллы:
    355
    Широкая Масленица ⠠ Сырная неделя!
    Ты пришла нарядная к нам Весну встречать.
    Печь блины и развлекаться будем всю неделю,
    Чтоб Зиму студёную из дому прогнать!

    Утро... ПОНЕДЕЛЬНИК... Наступает «ВСТРЕЧА».
    Яркие салазки с горочек скользят.
    Целый день веселье. Наступает вечер...
    Накатавшись вволю, все блины едят.

    «ЗАИГРЫШ» беспечный ВТОРНИКА отрада.
    Все гулять, резвиться вышли, как один!
    Игры и потехи, а за них ⠠ награда:
    Сдобный и румяный масленичный блин!

    Тут СРЕДА подходит ⠠ «ЛАКОМКОЙ» зовётся.
    Каждая хозяюшка колдует у печи.
    Кулебяки, сырники ⠠ всё им удаётся.
    Пироги и блинчики ⠠ всё на стол мечи!

    А в ЧЕТВЕРГ ⠠ раздольный «РАЗГУЛЯЙ» приходит.
    Ледяные крепости, снежные бои...
    Тройки с бубенцами на поля выходят.
    Парни ищут девушек ⠠ суженых своих.

    ПЯТНИЦА настала ⠠ «ВЕЧЕРА у ТЁЩИ»...
    Тёща приглашает зятя на блины!
    Есть с икрой и сёмгой, можно чуть попроще,
    Со сметаной, мёдом, с маслом ели мы.

    Близится СУББОТА«ЗОЛОВКИ УГОЩЕНИЕ».
    Вся родня встречается, водит хоровод.
    Праздник продолжается, общее веселье.
    Славно провожает Зимушку народ!

    ВОСКРЕСЕНЬЕ светлое быстро наступает.
    Облегчают душу все в «ПРОЩЁНЫЙ ДЕНЬ».
    Чучело соломенное ⠠ Зимушку ⠠ сжигают,
    Нарядив в тулупчик, валенки, ремень...

    Пышные гуляния Ярмарка венчает.
    До свиданья, Масленица, приходи опять!
    Через год Красавицу снова повстречаем.
    Снова будем праздновать, блинами угощать!
     
  12. Тата

    Тата Академик

    Регистрация:
    3 май 2010
    Сообщения:
    19.156
    Медиа:
    61
    Альбомы:
    5
    Симпатии:
    14.581
    Баллы:
    880
  13. Валентина

    Валентина Доктор

    Регистрация:
    2 май 2010
    Сообщения:
    3.540
    Медиа:
    30
    Симпатии:
    1.720
    Баллы:
    355
    Немного опоздала! С Масленицей!

    [​IMG]
     
  14. Тата

    Тата Академик

    Регистрация:
    3 май 2010
    Сообщения:
    19.156
    Медиа:
    61
    Альбомы:
    5
    Симпатии:
    14.581
    Баллы:
    880
    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]
     
    Последнее редактирование модератором: 5 дек 2014
  15. Тата

    Тата Академик

    Регистрация:
    3 май 2010
    Сообщения:
    19.156
    Медиа:
    61
    Альбомы:
    5
    Симпатии:
    14.581
    Баллы:
    880
  16. Тата

    Тата Академик

    Регистрация:
    3 май 2010
    Сообщения:
    19.156
    Медиа:
    61
    Альбомы:
    5
    Симпатии:
    14.581
    Баллы:
    880
  17. Тата

    Тата Академик

    Регистрация:
    3 май 2010
    Сообщения:
    19.156
    Медиа:
    61
    Альбомы:
    5
    Симпатии:
    14.581
    Баллы:
    880